Как все начиналось...

Фотография для меня всегда была чем-то завораживающим. Мой папа когда-то работал в фотостудии еще советских времен. Именно он начал меня учить фотографировать, рассказал о выдержке, диафрагме, чувствительности пленки.

Первым фотоаппаратом для меня стал раритетный Любитель166, с изобретенной папой металлической насадкой сверху, чтобы солнце не мешало смотреть в экранчик. Его нужно было держать на уровне солнечного сплетения и смотреть в верхнее окошко. Все кадры были перевернуты. Занятно было им фотографировать.

Потом уже к нам в руки попал ЗенитЕ. И казалось, что это чудо-техника – со сменными объективами, зумом и удобным просмотром не перевернутых объектов съемки. Конечно, я тогда снимала только как любитель, потом проявляла в ванной пленку и печатала фотографии в темноте и с кучей химикатов. Это был целый процесс. Жаль нынешним молодым это уже не доступно. Вот там, в темной комнате, творились чудеса, когда нужное время выдерживаешь специальную бумагу под просвечивающей машиной со вставленной пленкой, затем окунаешь в проявитель, а затем в закрепитель. Фото проявлялось у тебя на глазах, и важно было не передержать его нигде, иначе все…снимок пропадал. Только тогда начинаешь ценить каждый кадр, учишься думать, перед тем как нажать на затвор. Ах, какие были времена.

Со временем появились цветные пленки. Мне брат привез из Америки «мыльницу» Fujifilm. И я вначале схватилась за него, клацая все подряд. Но все равно вернулась к Зениту, вставляя туда уже цветную пленку. Но на этом этапе необходимость в домашней печати фото уже отпала. Появились фотоцентры для печати фотографий. Пошел процесс механизации. Но «зеркалка» всегда была ценнее, даже старая. И сколько бы ни проходило времени, я все равно брала в руки старый добрый зеркальный фотоаппарат. Снимки, сделанные им, были живыми, он передавал эмоции, настроение фотографии, в то время как цифровые камеры лишь ловили мгновение. Для любителя это не имеет разницы, а мне, которой прививали с детства тонкое чувство фотоисскуства, это было подобно Мерседесу в сравнении с Жигулями.

Даже сейчас, в эру цифровых зеркальных фотоаппаратов с шикарными матрицами, цвтеопередачей, неограниченным количеством кадров, мне приятно взять в руки старый добрый Зенит. И в эти мгновения уже ощущается работа фотографа, ценность знаний. И каждый кадр на вес золота. Нужно взвесить все – от выдержки до ракурса. Мы, избалованные техническим прогрессом и благами цивилизации, начинаем меньше думать, меньше делать, меньше ценить мгновения, растрачивая время порой в пустую. Может, стоит вспомнить свои корни и передать знания своим детям?

И когда старшая дочка пришла ко мне с просьбой научить ее фотографировать, я достала с полки Зенит и дала ей в руки со словами: «Если ты научишься снимать этим фотоаппаратом, то ты станешь фотографом. А если тебе проще снять телефоном, то даже не берись». И она взяла его. Наснимала своих одноклассников. И вроде даже справилась с задачей. И я могу сказать, что если она захочет в будущем снимать более профессионально, то у нее все получится.